В исламе о последствиях деяний языка
В некоторых хадисах, подчеркивая значимость слов, которые говорит человек, указывается, что язык может стать определяющей причиной участи человека в будущей жизни. Сообщается от Муаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что когда он был в пути с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, он спросил: «О пророк Аллаха, неужели мы будем спрошены за то, что произносим?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Да лишится тебя твоя мать, о Муаз! А разве будут ввергать людей лицами в Огонь, кроме как за плоды их языка?!» (ат-Тирмизи, ибн Маджа).
«Если слово – это серебро, то молчание – золото», - наставлял своего сына мудрый Лукман, напоминая, что благое молчание лучше бесполезных слов. Защита языка является одной из моральных норм в Исламе. Потому что предохраняет от лжи, сплетен, злословия, проклятий, причинения обид, другими словами, от многих распространенных и легких для совершения грехов. Каждый отвечает за то, что он говорит. Это записывается в его книге дел, и за это ему будет предъявлен счет в день Суда. Как сказано в Коране: «Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (сура «Каф», аят 18) И, конечно, пренебрежение своей речью влечет свои последствия…
- Потеря прямого пути и праведности. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не стать прямой вере раба (Аллаха), пока не станет прямым его сердце, и не стать прямым сердцу его, пока не станет прямым его язык, и не войти в рай (человеку), если его сосед не будет находиться в безопасности от его зла» (Ахмад, Ибн Абу ад-Дунья).
- Зависимость остальных частей тела от дел языка. Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда сын Адама просыпается утром, все части его тела выражают свою покорность языку, говоря: «Побойся Аллаха ради нас, ибо мы (зависим) только от тебя, и если ты будешь придерживаться прямоты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы» (Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Байхаки).
- Обречение себя на гнев Всевышнего и адский огонь одним лишь словом. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, раб (Аллаха) может сказать одно слово, не придавая этому значения, за что он опустится в Огонь (ада) на расстояние, подобное расстоянию между востоком (и западом)» (Бухари, Муслим).
Подобно тому, как дурной речью можно заслужить неприятности в этом и в следующем мире, благими словами можно достичь благословений обоих миров:
- Довольство Аллаха. Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, было передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, человек может сказать слово, которое вызовет довольство Аллаха, чему он сам (сказавший) не придаст значения, по причине чего Аллах возвысит его на много степеней. И, поистине, человек может сказать слово, которое вызовет гнев Аллаха, чему сам сказавший это и не придаст значения, из-за чего он будет ввергнут в ад» (аль-Бухари).
- Райскую обитель. Передают со слов Сахля бин Саъда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто поручится мне за то, что находится между его челюстей и между его ног, я поручусь за (то, что он войдёт в) рай».
- Быть в числе лучших. Абу Муса аль-Ашари сказал: «Я спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто является наилучшим из мусульман?» И он ответил: «Тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди» (Бухари, Муслим).
- Спасение от ошибок и грехов. «Кто много разговаривает – много ошибается, а кто много ошибается – много грешит, а кто много грешит – огонь Ада бывает достойным его» (Аль-Байхаки).
- Достижение мудрости молчанием и размышлением. «Если увидите верующего, часто хранящего молчание, то приближайтесь к нему - поистине, он изрекает мудрости» (Ибн Маджа).
- Избавление от многих забот, проблем и неприятностей. Как передано в хадисе от Абу Мансура: «Кто сохранит себя от грехов живота, полового органа и языка – сохранит себя от всего плохого».
Язык – это орган, чьи дела легки по совершению, но весомы по последствиям. Он обрекает человека на мирское и вечное блаженство или на вечную погибель. Как передано от ат-Табарани: «Люди бывают трёх категорий: богатый вознаграждением, сохранённый от грехов или же погибший. Что касается богатого – то это часто поминающий Аллаха, сохранённый – это молчащий, а погибший – лжец».
Ася Гагиева
Читайте также:
-
Семь человек, которые в Судный день будут спасаться в благословенной тени Арша
Ризаэтдин Фахретдин (1859-1936) - выдающийся богослов, просветитель, историк и педагог, писатель, журналист, муфтий (с 1922 года), автор фундаментального сочинения «Изложение, объяснение смысла хадисов» («Җәвамигуль-кәлим шәрхе»). В 1916 году этот труд был издан отдельной книгой объемом 552 страницы. Книга включает в себя 344 хадиса пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
-
Кто много говорит, тот много ошибается
Язык является большим благом. Но и вреда от него может быть не меньше. Он способен привести как в Рай, так и в Ад. Вера и неверие определяются тем, что говорит язык. Язык говорит либо истину, либо ложь. Сфера деятельности других органов тела, более узка. Ухо только лишь слышит, а глаза только лишь видят.
-
Что помогает человеку сохранить красоту?
6 правил для тех, кого заботит не только привлекательная внешность, но и красота внутреннего мира.
-
Жизнь после смерти в аятах Священного Корана
ИНФОГРАФИКА
-
Коран о пауках: образец ненадежности и жестокости
«Те, которые взяли себе покровителей и помощников помимо Аллаха, подобны пауку, соткавшему себе жилище. Воистину, самое непрочное жилище - это жилище паука. Если бы они только знали!» (сура «аль Анкабут», аят 41)
-
Вера в инопланетян с точки зрения Ислама
Прежде чем говорить о взглядах ислама на внеземные формы жизни, нам необходимо четко понять, что они собой представляют. Это не существа вроде ангелов, вера в которых является обязательной для мусульман.
-
Почему Аллах не сразу установил запрет на употребление вина?
Согласно утверждениям большинства исследователей, в четвертом году хиджры был ниспослан коранический аят, в котором хамр (опьяняющие напитки) был объявлен харамом. События развивались таким образом...
-
4 случая, когда в Исламе разрешено сплетничать
Гыйбат нельзя допускать даже в своем сердце. Грех злословия велик, однако в шариате есть несколько условий, при которых злословие может быть допустимо. Какие же эти условия?