Успех или счастье?

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Пирамида ценностей человека начинает формироваться с малых лет. Родители, родственники, общество, то, что показывают по СМИ, в фильмах, книгах, текстах и публикациях – все это и многое другое становится частью внутреннего мира, внося в него определенные коррективы. Влияют они и на то, что мы называем своими ценностями – то, что дорого, значимо, весомо для нас. Чему мы готовы посвящать свое время, силы и энергию. Мечтать об этом и стремиться к нему. История этого пути в тысячу ли начинается с детского сада, когда ты только воображаешь, что станешь таким-то и таким-то и будешь иметь то-то и то-то.

И проходит может быть пара-тройка десятка лет, прежде чем эти мечты реализуются. И вроде бы все должно в этот момент наладиться, жизнь преобразиться, но… Сколько мы знаем печальных примеров этих «удачников», успеху которых сопутствуют депрессии, уныние, злоба, отчаяние, наркотики, алкоголь и даже самоубийства. В чем причина? Почему достижение целей не всегда оправдывает ожиданий?

Возможно, главная причина в том, что успех стал идолом наших дней, а достижения - мерилом ценности человека. Внедрение этих идей началось более века назад, а именно с 1850-го года, когда в Америке стали появляться первые книжки об успехе. Родоначальником этого по сей день популярного жанра считается Горацио Алджер-младший, сын священника из Массачусетса, который вопреки ожиданиям отца, отказался после учебы в Гарварде от сана и уехал в Нью-Йорк, где… устроился воспитателем в приюте для сирот.

Там он начал писать книжки, в которых его герои перебираются из деревень и провинций в большие города, где и добиваются успеха. Книги пользовались огромным спросом. Одна из его 150 книг «Оборвыш Дик или уличная жизнь в Нью-Йорке» с 1868 года до 1929 вышла в тираже около 10 миллионов. Рекорд, который еще не побит ни одной другой книгой в США. Секрет успеха этих рассказов был не в их художественной привлекательности, а в их посыле – они давали людям надежду, что их ждет «свет в конце тоннеля».

Этими и другими подобными книгами массовому потребителю навязывались новые ценностные ориентации. Успех стал главной целью, смыслом существования. «Если ты добился успеха, то ты чего-то стоишь». В противовес счастью он был поставлен на пьедестал человеческих ценностей и одновременно низведен до уровня материального благосостояния и социального признания. А между счастьем и деньгами был утвержден знак равенства. Как писал по этому поводу однажды психолог и философ Уильям Джеймс «Исключительное поклонение проклятому успеху – это наша национальная болезнь».

Эти идеи продолжают заражать умы и отуплять сердца по сей день. Успех сам по себе не является ничем предосудительным, напротив. Опасение скорее вызывает содержание этого понятия. Примечательно, что «американский успех» почти не имеет ничего общего с «исламским успехом». Первый связан с мирской жизнью, второй – с мирской и с вечной. Стремление к первому не одобряемо, ко второму – похвально. Тот, кто гонится за первым, теряет и себя, и обе жизни, а тот, кто стремится ко второму – приобретает всего вдвойне.

Вторая проблема в том, что нам под понятием успеха навязывают именно американскую модель, основу которой составляют сила, богатство, признание. Гонка за успехом так стремительна, что мы даже не успеваем задуматься, а нужно ли нам участвовать в этих «крысиных бегах», принесет ли это нам удовлетворение, радость жизни. Многие из «победителей», добравшихся до вершины той самой славы и успеха потому и заканчивают жизнь с сожалением, что они обманулись, потратили годы жизни на бездумное стремление к достижениям.

А между тем, главная цель человека – не успех, а счастье. Не звания делают человека счастливым, а содержание его внутреннего мира, его чувства, мысли, отношения. Счастье, под которым понимается удовлетворенность жизнью, и есть успех. Но не всегда успех, как достижение вершины славы, богатства, признания, приносит человеку счастье. Примечательно, что в Коране слово «счастливые» употреблено только один раз. И оно употреблено только в отношении обитателей Рая:

«Счастливые же пребудут в Раю» (сура «Худ», аят 108)

Тот успех, к которому призывает Ислам, служит дорогой к счастью - в Рай. Его составляющие – это вера, добрые дела, терпение, следование истине, непорочность сердца, очищение, поминание Аллаха, чтение намаза, благой нрав. Блага, достойные того, чтобы стремиться обладать ими. А что касается успеха… Вспоминаются слова одного из современных мыслителей: «Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет».

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle