Последняя вспышка жизни

В Коране Всевышний Аллах говорит:

«Каждая душа вкусит смерть» (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 35). Однако к каждому смерть приходит уникальным образом.

Что об этом говорит наука?.. С точки зрения научных наблюдений смерть – это не мгновенный процесс. В процессе умирания последней инстанцией жизни является мозг. Оказывается, мозг функционирует еще в течение более десяти минут после смерти. Система кровообращения и дыхания останавливают работу. Тело выглядит «умершим», но это только с виду. Сердце останавливается, и несмотря на это мозг продолжает работать. Возможно, это последний орган, который  в процессе умирания расстается с жизнью.

Никто не знает, почему это происходит, но в момент смерти мозг получает заряд электричества. При этом он теряет кислород. Несмотря на то, что дыхание и сердцебиение остановились, человек еще сохраняет сознание на протяжении 2-20 секунд. Потому что кора головного мозга может обходиться без кислорода. Это часть мозга, отвечающая за мышление, принятие решений, а также преобразование сигналов, получаемых от органов чувств, в действия. Хотя при этом функции рефлексии и движения уже будут «отключены». Мозг будет переживать последние минуты жизни. Его клетки активируют химические пути, которые приведут мозг к окончательной смерти.

Большая часть мозга будет мертва, но останется один небольшой участок, который не сдается просто так. Это – центр памяти, который хранит наиболее эмоционально значимые воспоминания и события. Даже в случае серьезных повреждений тела, этот участок не восприимчив к потере крови. Перед окончательной смертью этот участок «выдает» наиболее значимые картинки из жизни человека, они проносятся у него буквально перед глазами. Это происходит в течении последних минут жизни человека. ЭЭГ (электроэнцефалографические показания) умерших в больнице людей показали, что несмотря на одинаковость этапов умирания, последний этап каждый человек переживает по-своему. Это было выведено из показаний ЭЭГ. Это последняя вспышка жизни, содержание которой зависит от того, как жил, что делал и к чему стремился человек…

О взаимосвязи между картинами жизни и смерти передается и в достоверных хадисах. Так, в одном из них говорится: «Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с лицами, подобными солнцу. Они приносят с собой саван и благовония из Рая, и садятся там, куда простирается его взор. Затем к нему подходит Ангел смерти. Он усаживается у его головы и говорит: «О благая душа! Выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха».

Душа правоверного покидает его тело подобно тому, как капля вытекает из горла сосуда. Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают ее и облекают в саван с благовониями. После этого душа начинает благоухать так, как благоухает самый прекрасный мускус, который только можно найти на земле.

Затем ангелы возносят душу на небеса, и когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: «Чья это прекрасная душа?» Им отвечают: «Такого-то, сына такого-то». Они называют верующего самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни…»

Что касается жизни нечестивца и грешника, то его смерть отличается от смерти правоверного раба тяжестью, мучениями, нежеланием умирать: «…Когда же неверующий раб (в другой версии этого хадиса говорится: 'грешник') расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми черными лицами. Они приносят с собой дерюгу из ада и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти и усаживается у его головы и говорит: «О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха».

В этот миг душа неверующего расползается по его телу, и ангел смерти вырывает ее, разрывая при этом сосуды и нервы, подобно тому как вертел, на котором много зубцов, проходит сквозь мокрую шерсть. Все ангелы, находящиеся между небесами и землей и на небесах, проклинают ее. Для нее закрываются врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа не проходила мимо них».

В одном из хадисов говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел к умирающему юноше и спросил его, как он себя чувствует. Тот ответил: «Я надеюсь на милость Аллаха и боюсь своих грехов». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если в такой час в сердце раба нашли место эти два чувства, то Он непременно дарует ему то, на что он надеется, и обезопасит его от того, чего он боится».

Процесс смерти часто представляет собой «сливки» картины жизни человека. Как будто эти короткие минуты отражают самую суть жизненного опыта человека. Если он был благим, то и смерть сопровождается надеждой на лучшее. Если же это была жизнь, полна вражды и ненависти, то и предстоящее путешествие страшит и делает смерть мучительной.

Возможно, один из способов избежать последнего и встретить конец достойно – это «заполнять центр памяти» благими поступками, хорошими мыслями, праведными стремлениями. Потому что в конце концов каждый «человек получит только то, к чему он стремился» (сура «ан-Наджм», «Звезда», аят 39). В том числе и благую (или наоборот) смерть.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle