Коран о слухе и зрении. Интересные факты

1. Почему в Коране «слух» опережает «зрение»?

В Коране Всевышний Аллах говорит: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце - все они будут призваны к ответу» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 36)  В другом аяте говорится: «Вы не укрывались от свидетельств вашего слуха, ваших взоров и вашей кожи. Но вы предполагали, что Аллах не знает многого из того, что вы совершали» (сура «аль Фуссилят», «Разъяснены», аят 22) Также в суре «аль Анъам» («Скот») приводится следующий аят: «Скажи: «Как вы думаете, если Аллах отнимет ваш слух и ваше зрение и запечатает ваши сердца, какое божество, кроме Аллаха, вернет вам все это?» Посмотри, как Мы разъясняем знамения, однако они все еще отворачиваются» (аят 46)

Ученые-корановеды задались вопросом,  почему в аятах Корана слово «слух» обычно опережает «зрение»? Ответом на этот вопрос могут служить следующие факты:

1. Слух – это первое чувство, которое развивается у ребенка на эмбриональной стадии. Функция слуха «включается» сразу же после его рождения в отличие от зрения, которое появляется не сразу. Если какой-либо тревожный звук доносится до новорожденного, то это вызывает его плач. Но если к этому же ребенку поднести близко руку, то он не отреагирует. То есть слух по времени опережает развитие зрения.

2. Слух не прекращает работу во время сна. С самого рождения он функционирует первым, в то время как другие органы могут начать свою работу только со временем, по истечении определенного числа дней или даже лет. Глазам нужен свет, чтобы видеть. Когда темно, глаз не может видеть, но слух «работает» и ночью, и днем.

3. Уши служат связующим звеном между человеком и миром. Когда Всевышний Аллах усыпил Своих рабов на сотни лет, Он сказал: «Мы запечатали их уши в пещере на много лет» (сура «аль Кахф», «Пещера», аят 11) Почему уши? Потому что будучи «оглушенными» люди Пещеры могли спокойно пребывать во сне, не будучи потревоженными никакими звуками на протяжении трех сотен лет. Ведь слух «включен» всегда. И если бы не ночное спокойствие, в противовес дневной шумихе, то и в наше время люди имели бы проблемы со сном.

Только в одном из коранических аятов зрение опережает слух. В суре «ас-Саджда» говорится:  «Если бы ты видел, как грешники опустят головы перед своим Господом: «Господь наш! Мы увидели и услышали. Пошли нас обратно, и мы будем поступать праведно. Воистину, мы обрели убежденность». (аят 12) Некоторые ученые предполагают, что здесь зрение опережает слух, потому что  люди в Судный день увидят то, чего не слышали раньше.

Интересен также тот факт, что в аятах Корана говорится о слухе (способности слышать) и глазах (органах зрения). Например:
«Вы не укрывались от свидетельств вашего слуха, ваших взоров и вашей кожи. Но вы предполагали, что Аллах не знает многого из того, что вы совершали» (сура «аль Фуссилят», «Разъяснены», аят 22)

«Скажи: «Как вы думаете, если Аллах отнимет ваш слух и ваши глаза и запечатает ваши сердца, какое божество, кроме Аллаха, вернет вам все это?» Посмотри, как Мы разъясняем знамения, однако они все еще отворачиваются» (сура «аль Анъам», «Скот», аят 46)

2. Почему о слухе говорится в единственном числе, а о глазах – во множественном

Корановеды также заинтересовались, почему в аятах говорится о слухе в единственном числе, а о глазах – во множественном? Одним из предположений является то, что зрение (глаза) – это функция, которую можно контролировать. Например, можно закрыть глаза на то, что не хочешь видеть или просто отвернуться от этого.  Но нельзя то же самое сделать со слухом – ты можешь не прислушиваться, но не перестаешь слышать. Находясь в комнате со множеством разговаривающих людей, человеку придется слышать весь этот шум вне зависимости  от того, хочет он слышать это или нет. Видеть можно по-разному: находясь в одной комнате кто-то, может, увидит одну ее часть, кто-то – другую, а кто-то может просто закроет глаза и не увидит ни людей, ни комнату. Но со слухом другая ситуация  - находясь в одном помещении мы будем слышать одинаково. Этим специалисты и объясняют, почему в аятах о слухе говорится как о способности (в единственном числе и функционирование которой нельзя контролировать), а о глазах – как органах (во множественном числе и работу которых можно контролировать сознательно). И в этом – один из показателей точности коранического языка.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle