Институт семьи в Исламе

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Семья – это важный институт в Исламе. В Коране сказано, что и мужчины, и женщины произошли от одного человека и что между ними установлены нерушимые узы:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 1)

Однако помимо общего происхождения обоих полов, Всевышний Аллах указывает, что любовь и милосердие, вселяемые в сердца супругов, являются одним из знамений для людей размышляющих. Другими словами, люди могут видеть в этом совершенство творения Всевышнего, Его силу и милосердие, которыми Он окутывает Свои создания. В Коране сказано:

«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (сура «ар-Рум», «Римляне», аят 21)

В другом аяте сказано:

«Он - Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел в ней покой» (сура «аль-Аъраф», «Преграды», аят 189)

Таким образом, отношения супругов должны быть основаны на любви, милосердии и взаимопонимании. Аллах призывает мужчин к доброму отношению к женщинам:

«Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 19)

В Исламе также сказано и о цели брака. Это важно осознавать, потому что люди часто женятся, не понимая своих новых ролей и целей их союза. Следовательно, они не понимают тех обязательств, которые ложатся на их плечи. Если же цели брака известны обоим, то велика вероятность нерушимости их союза, так как их договор основан на честности и здравомыслии.

Ведь семья создается не просто ради удовольствия, целей ее создания множество, среди которых: продолжение рода, увеличение уммы, поддержка друг друга, достижение множества психологических и физических благ, формирование нравственного общества, воспитание будущего поколения, объединение людей различных семей, культур, народов.

Чтобы брак был прочным, каждый из супругов должен знать свои права и обязанности. Ислам очень четко определяет права мужа и жены. Вместе с тем, каждый верующий должен осознавать, что его муж (жена) – в первую очередь его (ее) единоверец, брат (сестра) в Исламе. 

И все обязательства, которые он должен исполнять по отношению к другим мусульманам, касаются также и его супруги (супруга). В хадисах и аятах указаны основы благонравия, искренности, которые необходимо соблюдать в отношениях с другими, и они относятся также и к членам семьи. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Наилучший из вас – тот, кто наилучшим образом относится к своей семье (жене), и я лучше любого из вас отношусь к своей семье». (Ибн Маджа, ат-Тирмизи).

Однако пребывание в браке не должно быть постоянной борьбой за свои права и очерчивание своих границ. Потому что отношения между мужем и женой – это нечто гораздо большее, чем выяснение и отслеживание, насколько хорошо исполняются твои права и соблюдаются обязательства в отношении тебя. Любовь, милосердие, уважение должны идти впереди подобных семейных «юридических» вопросов.

И забота, и внимание к потребностям и возможностям другого должны идти под руку с заботой о своем комфорте и удовольствии. Потому что «никто из вас не уверует, пока не возжелает своему брату того же, что желает для самого себя» (хадис от аль-Бухари и Муслима). И как сказано в другом хадисе: «Вы не уверуете, пока не возлюбите друг друга» (Бухари, Муслим).

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle