Новое средневековье. Часть 3

Прогнозируемое наступление Нового средневековья, конечно, выглядит мрачным, но его невольные апологеты упускают из вида одну важную деталь. Дело в том, что если взять финансово-экономическую систему, - скелет любой цивилизации, - то она в настоящее функционирует не то, чтобы в современном формате, и даже не в средневековом, но в формате Древнего мира. Объяснюсь: в основе «современной» финансово-экономической системы лежит взимание ростовщического процента, который уходит своими корнями в эпоху, которая началась после того, как Муса, мир ему, вывел свой народ из Египта.

Этот преступный способ обогащения был поставлен вне закона Кораном уже почти полторы тысячи лет тому назад. Однако, он продолжает высасывать жизненные силы экономики, если под таковой понимать искусство хозяйствования. Иными словами, существующая система хозяйствования изначально ущербна и вредна. Со временем от пожирающего ее недуга, хочешь, не хочешь, придется избавляться, ибо она губит не только современность, но и будущее. Именно из-за раковой опухоли ростовщичества, поразившей все сферы человеческого бытия, в том числе и мышление, и рождаются столь ужасающие прогнозы по поводу того, каким будет будущее человечества.

В статье г-на Блекуа1 ничего не говорится о губительной практике ростовщичества, поскольку он вещает из матрицы западного мышления, для коего риба является нормой. То есть, он находится в статичном положении муравья, который случайно оказался на дереве, которое горный поток несет в пропасть. С точки зрения муравья, все выглядит более или менее нормально, если бы еще не эта непонятная качка и брызги воды. Однако при взгляде со стороны понятно, что и дерево, и муравей обречены.

«Включенность» в матрицу западной модели хозяйствования не мешает Блекуа констатировать проблемы и кризисы, сотрясающие наш мир. Он пишет, что финансовый кризис 2008 года не привел к радикальной трансформации обанкротившейся финансовой системы. Что подразумевает Блекуа под «трансформацией» - неясно. Вот бы задать ему этот вопрос лично.

Рецессия, пишет Блекуа, еще может вернуться в результате кризиса, вызванного пандемией сovid-19. Однако было бы недальновидно полагать, что это будет исключительно следствием чрезвычайных мер, принятых против пандемии. Она проистекает из гораздо более глубокой проблемы, связанной с нынешней экономической моделью и политическими институтами, которые ее поддерживают.

Последняя фраза наращивает градус напряжения и становится «горячее» - увидит ли Блекуа главную причину экономических проблем? Поэтому идем дальше: «рейгановское дерегулирование финансовых рынков, - пишет Блекуа, - позволило нарастить потоки богатства, но также опасно расширило социальное неравенство. Отсутствие контроля за достижениями высоких (надо понимать - цифровых) технологий, возможно, и ускорило внедрение инноваций, но оно также привело к созданию монополий на самый ценный ресурс интернета-персональные данные».

Блекуа не видит основную проблему, но верно замечает, что головокружительное развитие искусственного интеллекта наряду с массовым сбором данных, биометрическим мониторингом и распространением формата 5Джи расширит контроль правительств над своими гражданами. Американские и китайские военные соревнуются, чтобы открыть новые горизонты, исследуя связь между человеческим мозгом и системами искусственного интеллекта. Их открытия изменят не только то, как ведется война, но и то, как устроено общество. «Граждане уже имели свои права, сведенные к выбору между свободой и безопасностью, теперь им будет предложено выбрать между здоровьем и частной жизнью» - заключает эксперт.

Как ни тревожен рост числа государств-наблюдателей, еще больше беспокоит то, что новые технологические инструменты и персональные данные фактически находятся в руках могущественных частных корпораций. Сговор между государством, соблазнившимся перспективой тотального контроля, и цифровым феодализмом размывает границы между тоталитарными и демократическими государствами невообразимым образом; здесь самое время вспомнить о нашумевшей «Матрице».

Блекуа вопрошает: «Будет ли у нас выбор между свободой и безопасностью, или этот выбор сделают за нас те, кто контролирует новые технологии, разрушая любое подобие демократии?» Вопрос, конечно же, риторический. Хотя, при серьезном подходе, именно мусульмане должны дать на него ответ.

Между тем, Блекуа продолжает препарировать тело современной цивилизации, обнажая все новые и новые метастазы фатальной болезни. Он пишет: «Персональные данные собирают, чтобы накормить технологических гигантов, в то время как производительная экономика голодает. Десятая часть корпораций аккумулирует 80% международной капитализации, многие из которых являются технологическими гигантами. Это господство является не только благом для бизнеса, но и дает этим компаниям неконтролируемое влияние в мировой политике. Манипуляции в социальных сетях при голосовании за президента США и Брексита представляют собой лишь верхушку айсберга того, как новые методы формируют общественное мнение. В своей недавней книге "Не будь злым" журналист рана Фороухар утверждает, что наши крупные технические властители теперь способны изменять восприятие и поведение как для получения большей прибыли, так и для контроля. В этой новой экономике люди больше не являются потребителями, они являются самим продуктом, хотя и в двоичной форме».

Таким образом, упомянутое выше дерево в потоке неумолимо движется к падению в пропасть. Решения, принимаемые правительствами, политическими лидерами, руководителями корпораций и общественными активистами ситуацию не меняют. Напротив, будущее, создаваемое на основе принятых ими решений, устрашает. Так, призывы к регулированию цифровых технологий в США заглушаются аргументом, что это даст Китаю преимущество в жизненно важном стратегическом секторе.

Требования гарантировать «герметичную» безопасность подталкивают демократические государства к принятию тех же систем наблюдения, которые они критикуют в тоталитарных государствах. Необходимость перезапуска экономики потребует новых трансфертов ресурсов от налогоплательщиков корпоративным игрокам. Можно ли одновременно решать столько сложных вопросов, особенно в период кризиса? Прежде чем новые сети 5Джи будут запущены, есть еще один последний шанс включить только социально полезные аспекты этой технологической революции, сохраняя при этом права граждан и корпоративное игровое поле.

Блекуа завалил своего читателя острейшими проблемами, выдавая крайнюю степень своей озабоченности и тревожности по поводу мрачных перспектив на будущее. При этом, он сохраняет достаточно благоразумия, чтобы не упускать из виду главный, как он считает, вопрос, который «заключается не в том, должна ли китайская компания контролировать эти инфраструктуры, а в том, должна ли какая-либо компания или правительство иметь такую степень власти над каждым аспектом нашей повседневной жизни?».

Последствия принятых решений, предупреждает Блекуа, будут иметь далеко идущие геополитические последствия, но пока успех остается неопределенным, а цена отказа от попыток, несомненно, будет намного выше. Иными словами, проблема заключается в том, сможет ли человечество справиться с выпущенным из бутылки джинном высоких цифровых технологий, или же джинн поработит и обычных людей и тех, кто его выпустил. При этом, от самой «цифры» отказаться уже невозможно. Равно как и гарантировать то, что «цифра» не окажется в руках негодяев. Она уже в их руках, и они уже раскручивают лассо цифрового рабства, которое вот-вот будет наброшено на шею каждого человека.

Существует ли решение, способ не попасть в цифровое рабство? И, если принять во внимание, что арабское слово «сыфыр», от которого и происходит слово «цифра» обозначает математический знак «0», то существует ли способ избавиться от грядущего «обнуления» человека, как свободного существа?

Поставленные вопросы требуют развернутого и квалифицированного ответа, что выходит за рамки настоящей публикации. Возможно в дальнейшем мы вернемся к их рассмотрению попытаемся предложить свое решение.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle