Мягкая сила «Эртургула»

Понятие «турецкие сериалы» прочно вошло в сознание обывателя. Телевизионные каналы различных стран, в особенности восточных, охотно закупают и «крутят» продукцию турецких кинопроизводителей.

Российских зритель открыл для себя мир турецкого кино в далекие 1980-е, еще при СССР, когда на телевидении был показан сериал «Королек – птичка певчая» (оригинальное название: «Çalı Kuşu»). С тех пор турецкая сериальная киноиндустрия ушла далеко вперед и переживает бурный рост, выйдя на лидирующие позиции в мире как по количественным показателям, так и по качеству продукции.

В последние годы обороты набирает тенденция к снятию эпических сериалов, в которых турецкие режиссеры обращаются как к истории становления турецкой государственности «Diriliş. Erturgul» (2014-2016, в русском варианте «Воскресение: Эртургул»), так и к различным ее этапам «Muhteşem Yüzyıl» (2011-2014, в российском прокате - «Великолепный век»); «Muhteşem Yüzyıl: Kösem» (2017, в русском варианте «Великолепный век: Империя Кёсем»); «Paytaht Abdülhamid» (с 2017 г. в русском варианте «Права на престол: Абдулхамид»). Имеется также и опыт совместного турецко-российского кинопроизводства: исторический сериал «Султан моего сердца» (2018) и мыльная опера «Восток-Запад» (2016).

Однако некоторые турецкие исторические сериалы оказываются не всем по душе. Турецкая газета «Yeni Şafak English» сообщает, что египетский Центр фетв «Дар аль-Ифта аль-Мисрия» опубликовал заявление, в котором обвинил Турцию в попытке создать «зону влияния» для себя на Ближнем Востоке, используя свою мягкую силу.

«Дар Аль-Ифта» является одним из старейших и наиболее влиятельных богословских центров Ближнего Востока, ответственных за издание фетв, или религиозных эдиктов по всем аспектам культа и жизни.

Недавнее заявление «Дар Аль-Ифта» было адресовано всемирно популярной драме «Воскресение: Эртугрул». Египетские богословы утверждают, что сериал направлен на возрождение Османской империи на Ближнем Востоке и восстановление суверенитета над арабскими странами, которые ранее находились под османским владычеством, и поэтому этот фильм не должен выходить на телеэкраны в Египте.

В сериале, посвященном деяниям Эртугрула Гази, воина XIII века и отца Османа, основателя Османской империи, изображена борьба между меньшинством турецких кочевников в Анатолии против множества противников. Зрители Эртугрула наблюдали битвы крестоносцев, монголов, христианских византийцев и многое другое. Однако оказалось, что претензии к сериалу лишь вершина айсберга.

На деле проблема гораздо сложнее и глубже, что явственно ощущается в заявлении египетских богословов о том, что за всем этим стоит Эрдоган и турецкие власти с их большими амбициями. Они мол распространяют среди людей и народов идею о том, что турки являются лидерами халифата, ответственными за поддержку мусульман во всем мире, что только турки являются спасением для мусульман от угнетения и несправедливости и т.д. Дошло даже до того, что турецкого президента обвинили в том, что он делает все для распространения своей власти по всему миру, используя для этого культурные или художественные продукты.

Не только Египет, но и другие арабские страны вдруг обеспокоились силой воздействия турецких исторических сериалов на свое население. Так, базирующаяся в Дубае (ОАЭ) медиагруппа MBC (Middle East Broadcasting Centre,) в 2018 г. удалила турецкие шоу из своих крупнейших телевизионных сетей.

Перемена отношения к Турции в арабском мире, конечно же, имеет и политическую подоплеку: события на БВ, произошедшие с 2011 года, проблемы, с которыми столкнулась Турция в Сирии, и ее отношение к эмбарго стран Персидского залива против Катара – все это побудило к действиям против турецкого влияния через индустрию кино и телесериалов. Экспертное сообщество отмечает, что главная цель подобных действий – это уменьшение мягкой силы Турции в регионе и подрыв ее авторитета в глазах арабских наций.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle