Ислам – самая быстрорастущая религия современности

Адвокат Пакистана Науман Садык специализирующийся на политике Афгано-Пакистанского и Ближневосточного регионов опубликовал достойную внимания статью под названием «Почему ислам является самой быстрорастущей религией современной эпохи», в которой затронул ряд актуальных для исламского мира проблем: исламский радикализм и его истоки, неоколониализм, исламская этика, роль внешнего влияния на формирование религиозной личности и ряд других. Позволю себе поделиться некоторыми идеями этого эксперта.

В частности, Науман Садык пишет, что религиозный экстремизм, воинственность и терроризм-это не причина, а следствие нищеты, отсталости и бесправия. Если устранить отягчающие факторы, такие как бедность, неграмотность, бесправие, преднамеренное обучение и вооружение определенных групп боевиков региональными и глобальными игроками и, что более важно, если нейтрализовать двуличную внешнюю политику совокупного Запада, дабы она – эта двуличная политика – не вызывала недовольства и возмущения в исламском мире, то вряд ли такие террористические организации, как Исламское государство (запрещена в РФ), Аль-Каида (запрещена в РФ) и им подобные смогут легко вербовать себе все новых и новых боевиков, которых в настоящее время они привлекают к себе в охваченных мятежами регионах Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии.

Известно, что призыв к объединению ради «джихада на пути Аллаха» всегда находил и будет находить отклик в сердцах мусульман. Однако, вопрос в том, кто оглашает этот священный призыв? С какой целью он это делает? Согласно Науману Садыйку, данный призыв используется нечистоплотными политическими игроками в преследуемых ими грязных целях, становясь одной из причин обильного снабжения террористических организаций новыми «джихадистами», потому что на эмоциональном уровне именно своекорыстная и лицемерная западная интервенционистская политика в богатом энергией ближневосточном регионе подливает масла в огонь.

«Когда мусульмане во всех исламских странах видят, что их братьев по вере убивают в Палестине, Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Сомали и Афганистане, на эмоциональном уровне они чувствуют себя оскорбленными и ищут справедливости» - пишет Науман Садыйк.

Автор подчеркивает, что именно это эмоциональное возмущение представляет собой самый мощный фактор, который делает мусульман уязвимыми для восприятия радикальных идеологий и доктрин, основанных на насилии. На фоне этого праведного возмущения блекнут абстрактные теологические аргументы о предполагаемом повелении Бога вести священные войны против неверных. Садыйк пишет: «Если мы возьмем все другие факторы, способствующие этому уравнению, я не думаю, что мусульмане являются «исключительной» породой людей, которые одержимы убийством еретиков по всему миру».

Например, утверждение, что люди по своей природе злы (а этот посыл, к сожалению, часто является главным в западных СМИ относительно мусульман, которых старательно представляют варварами), - это эссенциалистский подход, когда чему-либо (в данном случае – мусульманам) приписывается неизменный набора качеств и свойств. Однако такой подход упускает из виду роль воспитания в формировании личности. Да, люди разумны по своей природе, ибо таковыми их сотворил Бог; люди не являются ни добрыми, ни злыми по своей природе; что бы они из себя не представляли, это является результатом их воспитания.

Поэтому часто звучащие на Западе исламофобские утверждения о том, что ислам сам по себе является регрессивной или насильственной религией, является примером эссенциалистской оценки этого феномена. Данный подход упускает из виду то, как ислам и его священные писания интерпретируются его последователями в зависимости от социокультурного контекста субъекта, в зависимости от того, в каких условиях и атмосфере воспитывался человек.

Науман Садыйк пишет об этом следующее: «Например: западные мусульмане-эмигранты, воспитанные на Западе и усвоившие западные ценности, будут толковать коранический стих либерально; городской мусульманин среднего класса из стран мусульманского большинства будет толковать тот же стих довольно консервативно; и мусульманин из сельской общины, воспитанный радикальными священнослужителями, нашел бы в нем смысл, который мог бы быть крайним. Все дело в культуре, а не в религии или священных писаниях как таковых».

В этом свете исламский радикализм, по мнению автора, является плодом некоторых пагубных мутаций, которые негативно повлияли на исламские общества во всем мире в ходе эволюции исламской религии и культуры на протяжении 20-го и 21-го.

Эта эволюция не всегда была естественной, она во многом обусловливалась колониальным угнетением и культурным подавлением мусульман. Это привело к формированию у мусульман таких черт характера, норм и ценностей, которые являлись наиболее полно отвечающими создавшимся условиям.

Мы знаем, что в результате столкновения с Западом, в котором Запад оказался на высоте, одни мусульмане стали обвинять в своей отсталости Ислам, другие видели причину в самих мусульманах, которые изменили своей религии и по этой причине оказались в рабстве у Запада. Третьи решили, что с Западом нужно бороться. И именно последние оказались игрушкой в руках того же коллективного Запада, точнее – тех его злонамеренных представителей, которые составляют костяк неоколониализма.

Продолжение следует...

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle