Будущее институтов религиозного права в Египте. Окончание

Начало: Будущее институтов религиозного права в Египте

Мы уже писали об обострении отношений между университетом Аль-Азхар египетскими законодателями, возникшими по поводу будущего Дар аль-Ифта. Причины обострения отношений между государством и ведущим университетом Аль-Азхар, который также является кузницей кадров по религиозному праву, отражают ряд сложностей внутриполитической ситуации в этой ближневосточной стране.

Начнем с того, что грядущие перемены статуса Дар аль-Ифта были осуждены представителями Аль-Азхара как «неконституционные» и были восприняты ими как «попытка подорвать независимость Аль-Азхара» и «нарушение» полномочий и независимости Совета шейхов Аль-Азхара.

Обозначив свою позицию, Аль-Азхар предложил внести поправки в некоторые положения предлагаемого законодательства, чтобы привести их в соответствие со статьями Конституции, которые гласят, что «любой исламский религиозный орган является неотъемлемой частью Аль-Азхара и что последний должен контролировать работу всех религиозных учреждений». Однако, судя по всему, голос Аль-Азхара не будет услышан, поскольку ожидается, что парламент должен полностью одобрить законопроект на следующем пленарном заседании.

Предлагаемый закон безусловно стал еще одним яблоком раздора и в без того уже неспокойных отношениях между Аль-Азхаром и правительством президента Ас-Сиси. В июле 2013 года в момент свержения президента Мурси, представлявшего движение «Братья-мусульмане», Аль-Азхар поддерживал как самого Ас-Сиси, так и военный переворот, в результате которого он пришел к власти. Позднее ситуация изменилась. Так, в ходе выступления с речью на национальном ТВ в День полиции в январе 2017 года Ас-Сиси в попытке обуздать высокий уровень разводов в стране предложил запретить традиционную форму расторжения брака посредством троекратного произнесения слова «ты разведена» (анти талика).

С того момента Аль-Азхар начал проявлять признаки сопротивления воле главы государства. Шейхи выступили с заявлением, в котором была четко обозначена недопустимость предложения президента. Было сказано, что устный развод соответствует шариату и что развод действителен, как только муж произносит формулу расторжения брачных уз своей супруге, даже если развод не был официально задокументирован в органах государственной власти.

В дальнейшем Аль-Азхар выступил против призывов правительства объединить процесс подготовки пятничных молитвенных проповедей, подключив к нему Министерство по делам религий и благотворительности. Шейхи были обеспокоены тем, что, по их мнению, такие тексты проповедей не будут пользоваться доверием населения и потеряют творческое начало. Однако в тот раз властям удалось продавить это нововведение, и Аль-Азхар был вынужден отступить.

Однако в конце 2018 года возник новый повод для углубления раскола между Аль-Азхаром и законодательной и исполнительной властью Египта. Тогда в парламенте проходил обсуждение законопроект о регулировании фетв в средствах массовой информации. В соответствии с предлагаемым законодательством, только юристы из Дар аль-Ифта, Министерства по делам религий и благотворительности, Совет старших ученых Аль-Азхара и Исследовательского центра Аль-Азхара смогут давать юридические заключения по вопросам, касающимся шариата. Кроме того, для выдачи фетв по каналам вещания потребуются разрешения соответствующих властей.

Аль-Азхар выступает против того, чтобы Министерств по делам религий и благотворительности принимало участие в издании фетв, рассматривая это как посягательство на обязанности шейхов Аль-Азхара. Несмотря на свою оппозицию законопроекту, многие ожидают, что парламент одобрит его в ближайшие недели.

Однако, по мнению одного из членов Комитета по делам религий и благотворительности законопроект о регулировании фетв, является своевременным и необходимым в свете ряда экстремистских фетв, которые в последнее время распространяются через спутниковые телеканалы и другие медиа-платформы, «создавая путаницу и сея раздор в обществе»1.

Чиновник имеет в виду фетвы, которые вызвали споры в социальных сетях, подстрекая к мятежу и насилию против христиан. Ранее в этом году спорная фетва ученого Аль-Азхара, объявляющая, что запрещено предлагать закят немусульманам, была быстро отозвана после того, как она вызвала возмущение активистов социальных сетей. Среди других дискриминационных фетв, издаваемых экстремистскими священнослужителями, есть одна, запрещающая мусульманам молиться о милосердии для «неверующих» после их смерти, и другая, запрещающая мусульманским верующим приветствовать христиан во время их праздников.

По словам упомянутого чиновника, эти законопроекты являются ответом на призывы Ас-Сиси реформировать религиозный дискурс и вытекают из необходимости борьбы с экстремизмом. Сопротивление Аль-Азхара предложенным законам не рассматривается представителями светской власти как нечто новое, поскольку, как они утверждают, Аль-Азхар всегда сопротивлялся изменениям и стремился сохранить свою гегемонию над религиозными институтами, как это происходит сейчас по отношению к Дар аль-Ифта. Таким образом, власти отдают себе отчет в том, что Аль-Азхар продолжает играть покровительственную роль по отношению к своим филиалам, оставляя им мало места или свободы для выполнения своих обязанностей, особенно если это означает принятие перемен.

В данном вопросе есть и свои скептики. Они утверждают, что правительство использует исламские институты, такие как Дар аль-Ифта, для получения политических дивидендов. Обзор твиттер-аккаунта Дар аль-Ифта подтверждает их подозрения: мессенджер изобилует твитами, в которых прославляется армия, и в других недобрыми словами поминаются «Братья-мусульмане» (с 2003 года запрещенная в РФ террористическая организация), что не удивительно, в виду их недавнего прихода к власти в лице Мурси, которого свергли верные будущему фельдмаршалу Ас-Сиси военные и поддержавшая их часть населения, хотя другая часть населения поддерживала БМ и Мурси. Из последних примеров богословских решений, шагающих в ногу с государственной политикой можно назвать заявление Верховного муфтия Египта Шауки Алляма (род. 1961), который заявил, что считает недопустимым превращение собора Айя-София в Стамбуле в мечеть. Это заявление было сделано на ТВ, а также продублировано в прессе2.

Все это, по мнению критиков нового законопроекта, есть ни что иное, как тревожные признаки политизации египетских институтов мусульманского права, роль которого заключается в предоставлении мусульманам религиозных наставлений и советов.

Кроме этого, реплики более чем 325 000 последователей Дар аль-Ифта в социальных сетях указывают на то, что новое законодательство, которое ставит данный мусульманский правовой орган непосредственно под контроль правительства, может только проложить путь к большему государственному контролю над религиозной жизнью, а Дар аль-Ифта будет служить рупором правительства.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle