Яркими примерами отнюдь не формального значения этой статьи о важности религиозного фактора стали санкции верховного муфтия королевства в 1979 г. о разрешении использовать военную силу для освобождения захваченной мятежниками Большой мечети в Мекке или в 1991 г. о разрешении военных действий против режима Саддама Хусейна совместно с немусульманами (точно так же, как полвека назад фетва верховного муфтия позволила королю Абдель Азизу начать использовать в стране радиосвязь). В то же время в последние десятилетия все зримее становятся противоречия между реалистическим и прагматическим курсом власти и ультраконсервативными взглядами части улемов. Стало известно о смещении некоторых имамов, осуждавших в своих проповедях действия правительства, о закрытии газеты «Муслимун», выражавшей крайние фундаменталистские взгляды, об арестах религиозных активистов, публично выражавших недовольство властями.
Раздел о государстве Основного закона содержит положения о почти абсолютной власти короля, который является и главой правительства, верховным главнокомандующим, назначает министров и высших чиновников, созывает и распускает Консультативный совет (Маджлис аш-шура). Одновременно отмечено, что маджлис (совет) короля и маджлис наследного принца будут открыты для всех граждан, дабы каждый мог использовать свое право обсуждения с органами власти любых вопросов.
Важным и уникальным элементом саудовской государственности является нахождение на территории страны святых мест ислама - Большой мечети в Мекке и мечети Пророка Мухаммада в Медине. И в Основном законе заявлено: государство сохраняет и обеспечивает две Святые мечети, гарантируя безопасность для паломников.
В разделе «Права и обязанности» отмечено, что государство защищает права человека в соответствии с нормами исламского шариата. Там же подробно обозначены обязательства государства в социальной сфере: социальная защита подданных и их семей, предоставление возможностей для труда, защита прав трудящихся и предпринимателей, обеспечение образования и борьба с неграмотностью, предоставление медицинских услуг каждому подданному. Определены и обязательства государства в сфере культуры: государство уделяет большое внимание науке и искусству. Оно поощряет научные исследования, сохраняет арабское и исламское наследие и принимает участие в развитии арабо-исламской и общечеловеческой цивилизаций. Заявлено, что средства массовой информации должны действовать для просвещения масс и укрепления национального единства в соответствии с традициями и законами государства. Примечательно, что в современных условиях «культурного вызова» и экспансии западной массовой культуры саудовское государство готово противостоять им. По словам доктора Абдаллаха ибн Абдель Мухсена ат-Турки, для защиты «своей социальной и культурной самобытности от произвола западной культуры» необходимо «придерживаться Божественного руководства, Корана и Сунны Пророка, основ и принципов шариата, гордиться своей религиозной и культурной самобытностью и придерживаться ее на практике. Эта самобытность гарантирует... почетное место в том, что касается прав человека в международном сообществе». По мнению отечественных арабистов, культурная политика государства имеет четко выраженные ориентиры, осуществляется целенаправленно и неуклонно, «отсеивая» те элементы современной западной культуры, которые не соответствуют мусульманской и арабской идентичности.
Вместе с тем верность традициям в понимании саудовских властей вовсе не противоречит продолжению перемен. В мае 2003 г. король Фахд в речи, обращенной к членам Консультативного совета, заявил: «Мы стремимся к тому, чтобы наши внутренние дела стали объектом нашего собственного реформирования... Мы будем пересматривать законы и указы, с тем чтобы расширить участие народа в принятии правительственного решения. В рамках благородных шариатских установок мы откроем более широкие горизонты для женщин».
По инициативе нынешнего короля Абдаллы был создан Центр национального диалога имени короля Абдель Азиза, значение которого состоит в установлении регулярного диалога и взаимодействия общества и властей - при отсутствии «нормативных» по западной модели институтов демократического общества. По сути дела, создание Центра национального диалога можно в равной степени назвать и инициирующей реформой, поскольку общество в целом пока еще не готово жить по западным принципам демократизма, и санкционирующей реформой. Дело в том, что в январе 2003 г. 115 представителей саудовского «нового класса» из энергичных и инициативных предпринимателей и интеллектуалов, получивших высшее образование на Западе, подали членам семьи Саудидов петицию «Видение настоящего и будущего родины», в которой предлагалось продолжение реформ в сфере политической жизни как альтернатива назреванию новых проблем. В феврале 2004 г. появился новый документ такого рода «Вместе по пути реформ», который подписали уже 905 представителей разных слоев саудовского общества. Авторы обоих документов, предлагая властям в лице правящей династии диалог, в качестве базы для диалога видели существующую систему государственности в единстве системообразующих начал — монархического, исламского и племенного. Тем не менее часть лиц, подписавших второй документ, была арестована. Тем самым власть четко определила пределы, в рамках которых она готова вести диалог с обществом.
Семья саудидов показала, что не намерена уступать свое господствующее положение и делегировать даже часть своих прерогатив единственного «политического класса» возникшему в результате модернизации «новому классу». Например, нынешний наследник престола принц Султан ибн Абдель Азиз занимает должности министра обороны и авиации, генерального инспектора вооруженных сил, возглавляет Высший комитет совета исламского призыва, Высший совет мусульманских дел королевства, правление государственной корпорации по гражданской авиации, правление государственной корпорации «Саудовские авиалинии», Высший комитет по экономическому развитию, государственный комитет по стратегическим запасам, Высший комитет по политике в области образования, Межведомственный комитет по административному устройству, Комиссию по изданию всемирной арабской энциклопедии, Национальный комитет охраны природы, Генеральную компанию военной промышленности, Генеральный комитет по делам туризма, является заместителем председателя Совета национальной безопасности, Высшего совета по нефти и минеральным ресурсам, Высшего совета по инвестициям, Высшего экономического совета, Высшего совета королевской семьи. Он также руководит созданным в 1995 г. Благотворительным фондом имени Султана ибн Абдель Азиза, который поддерживает различные образовательные, медицинские, научные, социальные и культурные проекты в королевстве и других странах.
Объективно главной задачей нынешнего режима является поддержание стабильности в обществе и устойчивого экономического развития страны. Непременное условие этого - сохранение существующего государства. Опыт большинства стран Востока, успешно проведших модернизацию в XX в., свидетельствует, что ее завершающим этапом становились кардинальные перемены в политической жизни, которые приводили политическую систему в соответствие с изменившимися социально-экономическими ус ловиями, сохраняя при этом на вершине власти правящие и господствующие группы. Секрет такой политики сформулировал в конце XIX в. английский правовед У. Беджгот. Он утверждал: «Наши государственные деятели должны руководить обществом, а не давать обществу руководить собой». Но как этого добиться? У. Беджгот советует правящему и господствующему слою: «Пока низшие классы не научились действовать сообща, есть еще возможность предотвратить это, а предотвратить можно только величайшей мудростью и величайшей предусмотрительностью со стороны высших классов. Они должны избегать не только всякого зла, но и всякого подобия зла; пока власть еще принадлежит им, они должны устранять не только все действительные обиды, но, где это возможно, и все кажущиеся. Они должны добровольно удовлетворить всякое требование, которое может быть удовлетворено мирным путем, чтобы не пришлось удовлетворить против воли такое требование, которое может нарушить спокойствие страны». Глава Консультативного совета С. ибн Хамид не случайно отмечал, что процесс реформ и развития в королевстве определяется тщательно продуманным и взвешенным планом короля, который исходит из «потребностей нынешнего этапа и степени эволюции саудовского общества. Мы не стремимся перепрыгивать через этапы реформ, чтобы не споткнуться о первое же препятствие». Очевидно, что уже не одна мечеть, но государство при опоре на мечеть способно предотвратить раскол саудовского общества по вопросу о продолжении процесса модернизации.
* * *
Таким образом, в процессе модернизации саудовского общества государство было не только главным и решающим субъектом перемен, инициируя, направляя и регулируя процесс ускоренного развития. На различных этапах этого процесса оно устанавливало соотношение традиционных и современных начал, соизмеряя их роль и важность с переменами в самом обществе и в мире. Государство формировало современное состояние всех сфер жизни общества - экономической, социальной, политической и культурной. Оно же, естественно, сохраняет и пытается сохранить в дальнейшем контроль над этими сферами. А что же само саудовское общество? Оно не просто делегировало свои полномочия государству, приняв принцип патриархальности в отношениях «государство-общество». Арабо-мусульманская цивилизация сформировала иную, чем западная, европейская христианская цивилизация, модель «государство-общество», в которой сохраняется религиозная основа общественной жизни, за источником власти и права признается божественная природа. И в условиях стремительной по историческим меркам модернизации, не пережив ни своего Ренессанса, ни Просвещения, ни великих революций, которые на Западе отвергли Традицию, создали иную систему ценностей, сформировали рациональную и прагматическую основу общественной жизни, саудовцы смогли сохранить основы своей Традиции. И оказалось, что эти традиционные основы до поры до времени вполне могут сочетаться с новейшими материальными достижениями капиталистической формации.
Конечно, в начале XXI в. в условиях глобализации в саудовском обществе назревает противоречие между объективной необходимостью его вхождения в мировое сообщество и стремлением части общества отгородиться от нарастающих перемен и замкнуться в пределах традиционной культуры и привычного уклада жизни. Едва ли это противоречие может исчезнуть или разрешиться само собой. Но показательно, что основная масса населения страны - богатые и бедные, консерваторы и реформаторы - равно заинтересованы в сохранении ведущей роли государства в общественной жизни. Поэтому государство в Саудовской Аравии, сыграв исторически необходимую и важнейшую роль агента и локомотива модернизации, в начале XXI в. сохраняет свое значение в качестве инициатора и регулятора модернизации, имея в виду не просто аппарат власти, а государство как «сумму иерархий» (Ф. Бродель) - политической, экономической, социальной, культурной и религиозной. Вероятно, что в будущем при проведении новых реформ власть будет исходить не столько из принципа эффективности, сколько из принципа стабильности, стремясь к возможной «гармонии интересов» различных социальных сил в обществе.
Государство вынуждено изменяться, так как изменилось саудовское общество, изменился и быстро меняется внешний мир, от которого в условиях глобализации невозможно отгородиться. Но в ходе модернизации в обществе сохраняется прочная социальная, культурная и религиозная преемственность по отношению к историческому опыту, который не прерывался. Такая надежная опора может существенно помочь усилиям государства при проведении новых реформ. Ведь и в наши дни, вступая в общение с государством, жители королевства независимо от происхождения и социального положения ориентируются не на ключевые государственные институты и законы, а на «ключевую фигуру» члена семьи Ааль Сауд. Прошлое там не оставлено во вчерашнем дне.
Представляется, что в Саудовской Аравии окрепнут и разовьются те тенденции в экономической жизни, которые проявились в 1990-е годы: возрастание самостоятельности частного сектора и сотрудничество государства с частным капиталом на равноправных началах в рамках системы «экономика развития» - уже не «экономика потребления» и еще не «экономика знаний». В социальной жизни государство обречено сохранять за собой те обязательства, которые были приняты в правление королей Фейсала, Халеда, Фахда и Абдаллы, закреплены в статьях Основного закона. В социальной и политической сферах можно ожидать нарастания противоречий между ожиданиями перемен со стороны образованной саудовской молодежи и стремлением консервативных сил сохранить в целостности нынешний уклад жизни. Пока власть дальновидно идет на уступки, используя метод санкционирующих реформ, признавая законность тех преобразований, которые уже возникли и укрепились в обществе. Вместе с тем не определилась тенденция к уменьшению роли государства как полновластного регулятора всей общественной жизни и единственного реформатора. Видимо, часть этих функций примет на себя модернизирующееся саудовское общество.
«Восток (Опет)», М., 2011 г., № 5, с. 84-96.
НАЧАЛО: Политика, экономика и население Саудовской Аравии. Часть 1-я